Автопром ФРГ

 
Одна из ключевых отраслей германской экономики. По объему производимой продукции Германия входит в тройку крупнейших производителей автомобилей в мире, вслед за США и Японией. На ее долю сегодня приходится 16,8% (17,3% в 2002г.) мирового и 32,8% (32,4% в 2002г.) европейского производства автомобилей. Обеспечивая работой 0,75 млн.чел. и принося около четверти всех налоговых поступлений в бюджеты различных уровней, данная отрасль занимает ведущее место в экономике страны. В 2003г. объем производства автомобильной промышленности составил 18% всего объема производства промышленности ФРГ (в 1993г. – 12%).

Ухудшение общеэкономической ситуации в Германии не оказало особого влияния на развитие данной отрасли экономики. Число занятых в отрасли в 2003г. выросло на 11 тыс. 800 чел. (+4%) и составило 772 тыс. 600 чел. Объем производства вырос на 2% до 208 млрд. евро. Объем производства внутри страны вырос на 4% и составил 84,7 млрд. евро или 40,7% всего объема производства. Суммарный выпуск автомобилей в Германии в 2003г. составил 5,5 млн.ед. (уровень 2002г.), из них 5,145 млн.ед. (+0,4%) – легковые автомобили, 350,8 тыс.ед. (+4,3%) – грузовые автомобили и 10,4 тыс.ед. (+7%) – автобусы. Германия в шестой раз произвела 5 млн. легковых автомобилей в год. Основными производителями легковых автомобилей в Германии являются концерны: «Фольксваген» – 1,1 млн.ед. (-1,1% по сравнению с 2002г.); «Даймлер Крайслер» – 983,3 тыс.ед. (+0,4%); «Опель» – 848 тыс.ед. (-2.4%); «БМВ» – 717,4 тыс.ед. (-4,5%); «Форд» – 697,8 тыс.ед. (+1%); «Ауди» – 726,6 тыс.ед. (+6,6%). Доля немецких концернов составила в мировом производстве автомобилей 21,1%.

За рубежом германскими фирмами и их филиалами в 2003г. было произведено 4,4 млн. автомобилей (-1,3%), в т.ч. 4,01 млн.ед. легковых (-1,40%) и 421 тыс.ед. (-0,6%) грузовых автомобилей. Доля грузовых автомобилей составляет 9,5% от всех автомобилей, произведенных за рубежом. Легковых автомобилей за рубежом больше всех (3 млн.ед.) произвел концерн «Фольксваген» (0%). Фирма БМВ выпустила 401 тыс.ед. (+18,4%); «Даймлер Крайслер» – 293,6 тыс.ед. (-6,7%).

Как и в 2002г., при росте цен на топливо и ужесточении экологических требований в 2003г. заметно вырос спрос на дизельные автомобили. Производство легковых автомобилей с дизельным двигателем в 2003г. выросло на 5% и достигло 1,3 млн.ед. Среди вновь зарегистрированных их доля достигла 39,9% (1,3 млн. автомобилей), в 2002 – 38%, в 1993 – 14,9%. Производство дизельных легковых машин германскими концернами за пределами ФРГ снизилось на 2% и составило 993,5 тыс.ед. 55% из всех проданных в ФРГ легковых автомашин – дизельные.

Автомобилестроение вышло из критической ситуации 2003г. с меньшими потерями, чем другие отрасли экономики, что обусловлено активной инвестиционной деятельностью германского автомобилестроения. Объем инвестиций в отрасль в 2003г. уменьшился по сравнению с пред.г. и составил 11,5 млрд. евро (-1,7%). Это одна пятая часть всех инвестиций в ФРГ.

Количество вновь зарегистрированных автомобилей осталось на уровне 2002г. и составило в 2003г. 3,5 млн.ед., из которых 3,2 млн.ед. – легковые автомобили. Среди вновь зарегистрированных легковых автомобилей 2,1 млн.ед. были отечественного производства и 1,1 млн.ед. – импортные. Из вновь зарегистрированных в 2003г. автомобилей 19% приходилось на автомобили фирмы «Фольксваген», 13% – «Мерседес», 10% – «Опель», 8% – БМВ, по 7% – «Форд» и «Ауди», 6% – «Рено», по 3% – «Тойота», «Фиат» и «Шкода».

В условиях падения внутреннего спроса на продукцию автомобилестроения движущей силой развития отрасли в 2003г. выступал экспорт. Высокий курс евро позволил экспортировать в 2003г. автомобили на 141 млрд. евро. Импорт составил 63 млрд. евро. В результате положительное сальдо составило 78 млрд. евро, т.е. 80% общего сальдо внешней торговли ФРГ. Всего было экспортировано 3,7 млн. легковых автомобилей (+1%) и 262,5 тыс. грузовых (+7,4%). За рубеж вывезено более 70% производимых в стране автомобилей (в 2002г. 70,9%), в т.ч. 71,2% легковых автомобилей, 74,8% грузовых автомобилей и 72,9% автобусов. Доля немецких производителей в экспорте составила: «Фольксваген» – 19,8%; «Даймлер Крайслер» – 17,8%; «Опель» – 17,4%; «Форд» – 15,5%; БМВ – 14,2%; «Ауди» – 13,6%; «Порше» – 1,8%.

Отмечается рост экспорта минивэнов до 311 тыс. автомобилей (+63%), миниавтомобилей – 369,3 тыс.ед. (+36%), число экспортированных автомобилей высокой проходимости составило 47,2 тыс.ед.

Важнейшим рынком сбыта продукции немецких автомобильных концернов в 2003г. оставались США, куда поставлялись легковые автомобили. Экспорт легковых автомобилей в США вырос в 2003г. на 1% и составил 567 тыс.ед., а доля объема продаж германских моделей на рынке США в общем объеме продаж ФРГ возросла до 25%.

Германия занимает ведущее положение на автомобильном рынке Европы. Доля продаж производимых в стране и за рубежом легковых автомобилей германских марок на западноевропейском рынке снизилась до 65% (-1,6%). В Западную Европу поставлено 2,55 млн. автомобилей, в т.ч. в ЕС – 2,44 млн.ед. В десять стран, будущих членов ЕС, поставлено 142,7 тыс. автомобилей (+13%). На европейском рынке было реализовано 72,7% выпущенных в ФРГ грузовых автомобилей и 74,6% автобусов. Практически каждый второй зарегистрированный в Западной Европе новый легковой автомобиль – германского производства. Крупнейшими в Европе рынками сбыта немецких легковых автомобилей являются Великобритания (18% германского экспорта автомобилей), Италия (11%), Франция (8%), Испания (8%).

В 2003г. германские автомобилестроители придерживались стратегии наращивания экспорта своей продукции при одновременном расширении производства за рубежом. За последние десять лет производство автомобилей за рубежом выросло вдвое. Число автобусов, произведенных за рубежом, выросло на 13%. Германские концерны увеличили свое производство в Китае на 40%, доведя его до 612 тыс. автомобилей.